Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Адрес: г.Гродно, ул. Пестрака 4
Регистратура, вызов на дом:
39-15-00 (единый номер)
Регистратура жен. консультации:
39-15-03 (единый номер)
BelarusianEnglishLithuanianPolishRussianUkrainianChinese (Simplified)HindiPersian

Нарушение звукопроизношения у взрослых

03 февраля 2025

Звукопроизношение может быть нарушено по разным причинам, таким как слуховые проблемы, органические проблемы с нервной системой или дефекты в развитии речи. Эти нарушения проявляются в детском возрасте и требуют специальной помощи и лечения. Если эти проблемы не исправить, они могут сказаться на чтении, письме и даже на выборе профессии в будущем. Правильное произношение звуков является важным для успешности и карьерного роста в современном мире.

 

Признаки нарушений звукопроизношения.

 Дислалия (греч. dys –лат. dis нарушение + греч. lalia – речь) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Дислалия вызывает нарушения в произношении всех групп звуков, включая шипящие, свистящие, сонорные, заднеязычные и переднеязычные звуки. Нарушения могут проявляться различными способами, такими как отсутствие, смешение, замена или искажение звуков.

  • Искажение. Звук в различных позициях произносится неправильно, с несвойственным для родной речи искажением.
  • Смешение. Артикуляционные позиции сформированы, но есть проблема с выбором той или иной позиции в данном конкретном случае.
  • Замена. Одни звуки в словах меняются на другие, похожие по способу образования.
  • Отсутствие. Звук не произносится.


Специалист логопед выделяют две основные формы дислалии:

  • Функциональная. Данная форма речевого расстройства возникает в детстве, и причины ее нужно искать в социально-психологических факторах. К ним можно отнести неблагоприятное окружение ребенка в период формирования речи, наличие речевых нарушений у взрослых, ограничение речевых контактов, двуязычие в семье.
  • Органическая. Ее причина – патология анатомии речевых органов. Сюда относят различные зубочелюстные дефекты, неправильное строение неба, искажение размера и формы языка, губ.

 

 У людей со сниженным слухом, будь то дети, подростки или взрослые, возникают трудности в различении шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных. Например, вместо "бабочка" они могут сказать "папочка".


При дизартрии страдает не только произношение согласных звуков, но и гласных, а также дыхание и выразительность речи. Дефекты звукопроизношения при дизартрии являются более стойкими и требуют сложной работы по их исправлению.

При анартрии, где почти нет звуков в речи, преобладают неврологические симптомы, такие как слюнотечение, ограничение подвижности губ и языка, неподвижное лицо, нарушенное дыхание и так далее.

 

 

Почему нарушается произношение звуков?


Существует множество причин, которые могут вызывать нарушения звукопроизношения. Правильное определение и понимание этих причин является ключом к успешному устранению нарушений. Некоторые из возможных причин дислалий включают физические аномалии в строении речевого аппарата, неправильное воспитание речи в семье, подражание неправильной речи, двуязычие и снижение слуховой функции.

Дизартрия и анартрия возникают в результате органических поражений центральной нервной системы. Эти поражения могут быть вызваны рядом патологических факторов, таких как внутриутробные повреждения плода, родовые травмы, инфекционные заболевания нервной системы, детский церебральный паралич, нарушение мозгового кровообращения и черепно-мозговая травма.

Коррекционные занятия  по устранению нарушений звукопроизношения.

После  проведенной диагностики логопед разрабатывает программу по устранению нарушений звукопроизношения у взрослых.

 

Программа включает в себя несколько этапов:

   1-й этап –  подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.

   2-й этап – выработка новых произносительных умений и навыков.

   3-й этап – выработка коммуникативных умений и навыков.

   4-й этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

Независимо от тяжести нарушений звукопроизношения, они почти всегда могут быть исправлены. Тем не менее, многие взрослые, несмотря на возможности коррекции, продолжают неправильно произносить звуки русского языка. Главным условием успешной коррекции нарушений звукопроизношения является правильное определение их причины, поскольку каждая причина требует своего подхода к исправлению. Коррекция нарушений звукопроизношения у человека с дизартрией, например, должна основываться на методах, специально разработанных для этого типа нарушений.
 Если Вы или Ваши близкие сталкиваются с трудностями из-за неправильного произношения звуков, мы приглашаем Вас на первичную диагностику, на которой специалист логопед разработает индивидуальную программу работы с проблемой.

 

Подготовила учитель-дефектолог (логопед) Щербинская Ирина Евгеньевна.