В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию. На протяжении всей истории человечества семья остается наиболее устойчивым институтом общества и является ключевой жизненной ценностью.
От других социальных структур семья отличается своей ролью в формировании и становлении культуры личности и ее сохранении, поскольку только семья моделирует гармоничные взаимоотношения между поколениями, основанные на культурных традициях, именно семья является средой формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения.
Семья – основной фактор социализации личности ребенка.
В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье человек постигает всё многообразие человеческих отношений, здесь он развивается физически, умственно, нравственно, эстетически и духовно. Семья является для ребёнка тем местом, где он получает первый опыт взаимодействия с окружающими людьми. Общаясь с близкими, ребенок подражает их манерам, действиям, поступкам, пристально наблюдает за особенностями взаимоотношений между членами семьи, что оказывает сильное воздействие на представления ребёнка о стиле взаимоотношений в семье.
С ранних лет у детей необходимо формировать представления о хорошей, дружной семье; учить тому, что создать крепкую семью - это ежедневный труд, приносящий радость, спокойствие, но главное во всём этом - умение каждого уступать, не провоцировать конфликты.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.
Для того чтобы выжить и не потерять свою природу, человечество вынуждено укреплять, развивать и совершенствовать семью.
В последнее десятилетие в нашей стране отмечается интенсивное развитие системы семейного образования и просвещения. Помощь семье оказывают различные службы, существует достаточно широкий круг учреждений и организаций с разнообразным направлением деятельности: медицинские, психологические, педагогические семейные консультации, службы знакомств, различные формы семейного обучения и просвещения (семейные университеты, факультеты, лектории и клубы). Они призваны осуществлять содействие созданию и укреплению семьи, воспитанию детей, психологической помощи конфликтным и неблагополучным семьям и другие услуги.
Наиболее ярко исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений отражают социально значимые функции семьи. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с преобразованием масштабов и характера социальной деятельности ее членов.
Основными функциями семьи традиционно считались:
- репродуктивная – связанная с продолжением рода;
- хозяйственно-экономическая – устройство быта, хозяйства;
- регенеративная – означающая наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения;
- образовательно-воспитательная – удовлетворяющая потребности в родительстве, воспитании детей;
- институциональная – сфера изначального социального контроля;
- рекреативная – связанная с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье членов семьи;
- духовного обогащения – как сфера развития духовного мира членов семьи;
- социально-статусная – предоставляющая определённый социальный статус членам семьи;
- психотерапевтическая – обеспечивающая психологическую защиту и эмоциональную поддержку
Примечательной особенностью последних лет является разделение функций – репродуктивной, родительства и супружества. Отмечено усиление акцента на социально-статусную функцию. Современные мужчины и женщины в семье направляют максимальные усилия на достижение престижного социального статуса, удовлетворение потребностей в социальном продвижении к более благоприятным социальным ролям. Этот процесс особенно остро коснулся женщин, которые ни в чем не уступают мужчинам на пути восхождения по социальной лестнице и требуют равноправия в браке.
Семья как система должна постоянно развиваться и пройти свой путь от зарождения до завершения.
Формирование системы ценностных ориентаций в отношении семьи и брака у молодежи представляется сегодня актуальным в контексте происходящих в стране и мире сложных процессов, свидетельствующих о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта. Именно позитивные, традиционные ценности семьи и брака нуждаются в популяризации среди всех социальных групп, а особенно среди молодежи.
Татьяна Сергеевна Валюк психолог ж/к ГУЗ «Городская поликлиника №3 г. Гродно»