Общение для человека — это фундаментальная потребность и процесс, обеспечивающий его социальное, психическое и личностное развитие, обмен информацией и опытом, формирование отношений, удовлетворение широкого спектра потребностей — от когнитивных и эмоциональных до культурных. Оно позволяет получать новые знания, выражать эмоции, находить поддержку, строить социальные связи и взаимодействовать с миром.
Язык тела (мимика, позы, жесты) – универсальный язык общения. Невербальное общение используют успешные политики, адвокаты, бизнесмены, актеры, следователи, игроки в покер и др.
На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?
1. Мимика.
2. Жесты:
ü ритмические;
ü эмоциональные;
ü указательные;
ü изобразительные;
ü символические.
3. Движения:
ü экспрессивно-выразительные (мимика, жесты и походка человека);
ü тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине, прикосновения и поцелуи);
ü взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность и частота визуального контакта);
ü пространственные движения (ориентация, дистанция).
То, насколько сильно человек жестикулирует, показывает его степень предрасположенности. Такой человек пытается донести вам информацию в полном объеме и с эмоциональным окрасом, а значит, доверяет вам.
Внешность также занимает особое место в принципах невербального общения.
Одежда. Все мы можем согласиться, что мужчины в деловых костюмах и женщины в строгих платья выглядят более статусно и привлекательно. Усиливают позицию человека прямоугольный силуэт одежды, высокие шляпки, каблуки, очки в темной роговой оправе, а вот шарообразный силуэт, рукав реглан, мягкие свитера, джинсы, наоборот, ослабляют коммуникативную позицию говорящего. Важны также цвета: кислотные и ярко красный явно не самые выигрышные варианты, а бежевый, белый, черный, серый и их оттенки подходят в любой образ.
Сложение. Высокий рост, атлетическое телосложение усиливают коммуникативную позицию человека. Высокие люди пользуются большим авторитетом.
Прическа. Коротко стриженные и хорошо уложенные волосы у мужчин вызывают положительный эффект у собеседника, такой мужчина априори будет казаться ответственным и аккуратным. Что касается девушек, то их статус, конечно, подчеркивают ухоженные волосы и высокие прически.
Физическая привлекательность. Физически привлекательные люди воспринимаются окружающими как общительные, популярные, успешные, убедительные (способные убеждать), счастливые, имеющие много друзей. Привлекательных людей мы склонны считать умными.
Когда мы слушаем собеседника, мы часто обращаем внимание не на то, что именной он говорит, а каким образом он это делает. Чтобы точно дать понять окружающим эмоциональное состояние человека, его переживания, характер и темперамент мы часто используем голос. При изучении невербального поведения человека обращают внимание на следующие характеристики голоса: скорость речи (зависит от темперамента и темпа жизни человека), тембр, тональность, высота, логические ударения, громкость голоса (показатель уверенности в себе, жизненной силы и энергии), отчетливость речи (показывает внутреннюю дисциплину и отношение к собеседнику).
Цветовое восприятие также является частью невербальной коммуникации. Сочетания цветов, их яркость и узоры также могут восприниматься по-разному, они могут оказаться слишком бледными или наоборот вычурно яркими. Сюда можно отнести и манеру одеваться. Одежда должна сообщать о социальном статусе, профессии, занимаемой должности человека, можно узнать о событии в жизни (свадьба, похороны), с помощью одежды можно выделиться в толпе, а можно наоборот затеряться в ней.
Можно сделать вывод, что в общении людей невербальные компоненты коммуникации играют крайне важную роль, так как они способны влиять как на саму беседу непосредственно, так и на участвующих в ней лицах. Невербальные средства способны не только дополнить вербальное общение, усилив тем самым смысловую нагрузку передаваемой информации в словесной форме, но также, в отдельных случаях, и полностью его заменить.
Татьяна Сергеевна Валюк психолог ж/к ГУЗ «Городская поликлиника №3 г. Гродно»