Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Адрес: г.Гродно, ул. Пестрака 4
Регистратура, вызов на дом:
39-15-00 (единый номер)
Регистратура жен. консультации:
39-15-03 (единый номер)
BelarusianEnglishLithuanianPolishRussianUkrainian

Влияние семьи на социализацию подростка

12 января 2024

   Семья как институт первичного социального становления личности способна помочь подростку стать полноценным членом общества или, напротив, осложнить данный процесс. 

   Важнейшая роль в данном процессе принадлежит воспитанию и стилю: демократический – способствует социальному становлению личности подростка, авторитарный и попустительский – затрудняют его. Что касается типа семейных взаимоотношений, то только сотрудничество между родителями и детьми благотворно влияет на формирование полноценной личности, способной к вхождению в социум; диктат, опека и невмешательство в семейных отношениях формируют у подростка искаженные модели поведения в обществе, что осложняет его социализацию. Благоприятный итог социального становления подростка зависит и от состава семьи. Так, неполная семья (чаще отсутствует отец, чем мать) ослабляет социальную позицию подростка в обществе, что, в свою очередь, влечет за собой проблемы во взаимоотношениях индивида как со сверстниками, так и со взрослыми. Полная семья помогает предотвратить возникновение подобных трудностей у подростка. 

    Специалисты, занимающиеся вопросами психологии семьи, отмечают, что переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен эгоцентризм детей. Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Множество детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков .

   Для нормального развития и социализации детей подросткового возраста такие социальные организации, как школа или семья, не только должны, но и вынуждены заботиться об этом периоде жизни человека. Если отметить гуманизацию некоторых общественных процессов в развитых странах, то на одном из первых мест будет отношение к подросткам, характеризующиеся большим вниманием, вложением средств в образовательные процессы, разработку и принятие законов, защищающих их права.

   Подросток – это не маленький взрослый. Это человек определённой стадии развития и определённой культуры. Для того чтобы выступить в качестве полноправного члена общества, способного оптимально функционировать среди других людей, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично – с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние – мировоззренческие – этажи.

   Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

   Наилучшие взаимоотношения детей подросткового возраста с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

  • родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;
  • власть используется лишь в меру необходимости;
  • в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
  • родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
  • он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

   Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей тяге к самостоятельности, они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы дети вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

 

Подготовила психолог ж/к: Т.С. Валюк